вівторок, 2 грудня 2014 р.

Идеальная камера для фотоохотника-любителя!

Идеал съемочной техники для любого фотографа и особенно фотоохотника можно описать формулой: «носить с собой как можно меньше, а снимать — как можно качественнее». Еще лет 20 назад для массового рынка производители придумали камеры с несменными зум-объективами высокой кратности. Среди них выделяются модели с увеличенными сенсорами и качественной оптикой, которые часто называют просьюмерами. Мы взялись оценить их достоинства на примере недавно появившихся моделей. 

Наверное, все мы хотя бы раз видели мультик, в котором пес Шарик бегает за зайцем с фоторужьем. И такой внешний вид «фотооружия» — совсем не вымысел. В СССР действительно выпускалось изделие «Фотоснайпер ФС-12», оборудованное откидным прикладом, ручкой и спусковым курком и, самое главное, — длинным и тяжелым (около 1,5 кг) телеобъективом «Таир-3». 

Фотокамера «Фотоснайпер ФС-12»

Часто по телевидению в передачах про дикую природу показывают, как работают профессиональные фотоохотники. Обычно у них с собой довольно крупный рюкзак с фототехникой (несколько сменных объективов и для надежности хотя бы пара камер), а также штатив для установки фотокамеры с телеобъективом, который обычно гораздо больше и тяжелее упомянутого выше «Таира». Но большинство фотографов-любителей, увлекающихся съемкой диких животных, не готовы к столь суровым нагрузкам при переносе громоздкого комплекта съемочной техники. Поэтому для фотолюбителей, ещё начиная с пленочной эпохи, фотопроизводители начали выпускать камеры со встроенными зум-объективами повышенной кратности. В цифровую эпоху среди них стали выделяться модели с более крупными сенсорами (матрицами) и высококачественной оптикой. Такие камеры мог себе позволить купить только серьезный энтузиаст-полупрофессионал, поэтому к данной продукции прилипло название «просьюмеры». 


Крупный сенсор — основа просьюмерских камер

В далеком 2001 г. для просьюмеров был создан более крупный, чем для компактов, сенсор с новым форм-фактором 2/3 дюйма. В первой оснащенной им камере Olympus E-10 разрешение составляло 4 Мпикс, а кратность зума — 4х. К 2004 г. разрешение 2/3-дюймовых сенсоров возросло до 8 Мпикс, а кратность зумов — до 8х. В этом году пятью основными фотопроизводителями были выпущены несколько весьма схожих по характеристикам просьюмерских камер, но дальнейшего развития они не получили. Параллельно с «гонкой мегапикселей» началась и «гонка мегазумов», и при создании камер с зум-объективами кратности 12х и выше (для снижения себестоимости оптики и камер в целом) все производители вернулись к использованию дешевых сенсоров меньшей площади, как правило, форм-фактора 1/2.3”.

Фотокамера Olympus E-10

Объективы таких камер-мегазумов к настоящему моменту прочно закрепились на отметке 50х, а в некоторых случаях достигли кратности 60х и даже 65х. Но все эти достижения в оптической области для требовательных фотолюбителей сводит на нет проблему крохотных сенсоров, выдающих недостаточно высокое качество картинки в условиях съемки с рук в темное время. Маленькие камеры сильно «шумят» при использовании высоких значений ISO, отчего сильно страдает детализация снимков, и результаты фотоохоты очень часто разочаровывают. 

Фотоэнтузиасты на протяжении многих лет мечтали о возрождении просьюмерских камер-мегазумов с большим сенсором. И вот, после 10-летнего перерыва фотопроизводители наконец вернулись к этой идее с новым, более крупным 1-дюймовым сенсором. Этот форм-фактор уже успел себя хорошо зарекомендовать в компактной камере Sony DSC-RX100 (на данный момент она выпущена уже в третьей модификации) и в беззеркальных камерах производства Nikon. Надо отметить, что обозначения форм-факторов сенсоров, в данном случае, вводят в заблуждение: 1-дюймовые сенсоры в камерах Sony ровно в два раза больше по площади, чем упомянутые 2/3-дюймовые (13,2 х 8,8 мм против 8,8 х 6,6 мм), а не на треть, как можно было бы подумать.


Первый просьюмер на 1-дюймовом сенсоре

В ноябре прошлого года компания Sony анонсировала камеру DSC-RX10 с дюймовым сенсором и высококачественным и светосильным зум-объективом под маркой Zeiss с диапазоном фокусных расстояний (ФР) 24–200 мм. Первая реакция многих энтузиастов была такой: «Sony опять сделала уникальную и очень интересную камеру». Но этот всплеск энтузиазма, похоже, довольно быстро утих, поскольку для кого-то показалось маловато 8-кратного зума, а чей-то пыл остудили цена порядка 50 тыс. руб. и сопутствующие подсчеты: за ту же сумму, если постараться, можно купить неплохую зеркальную или беззеркальную камеру и зум-объектив с более высокой кратностью. Но не всё так плохо, так что с альтернативами мы ещё разберемся дальше по ходу статьи. 

Фотокамера Sony DSC-RX10


Новый поворот событий

В начале 2014 г. масла в огонь подлил анонс компании Panasonic, которая представила камеру Lumix DMC-FZ1000. Это явно «одноклассница» Sony DSC-RX10, которая внешне, по габаритам и ряду других показателей очень на нее похожа. Но у новинки есть ряд существенных отличий. Давайте разбираться со всем по порядку. 


Фотокамера Panasonic Lumix DMC-FZ1000

Первое, что бросается в глаза, — кратность зума у новинки вдвое больше: 16х против 8х. Однако зум-объектив камеры Panasonic с диапазоном ФР 25–400 мм, щеголяющий знаменитым брендом Leica, имеет переменную светосилу (F2.8–4.0), в то время как у объектива RX10 она постоянная (F2.8). Впрочем, для увеличившегося вдвое ФР на «длинном конце» и светосила F4.0 — очень привлекательный вариант. Ниже в данной статье мы объясним, почему так думаем, и почему так важна высокая светосила.

Второй «убийственный» аргумент, выдвинутый компанией Panasonic своему конкуренту, — способность снимать видео в разрешении 4К, то есть, видеокартинка будет почти в четыре раза больше по площади, чем снятая камерой Sony DSC-RX10 (она поддерживает только Full HD видео). На сегодняшний день такие возможности — скорее вложение в ближайшее будущее, но камеру подобного класса покупают не на один сезон, и вскоре владельцы RX10, любящие снимать видео, прочувствуют моральное устаревание своей камеры. 

Третий аргумент в пользу камеры Panasonic Lumix DMC-FZ1000 — более высокое разрешение встроенного электронного видоискателя, что существенно влияет на комфорт визирования при съемке.

Не менее важным преимуществом камеры Panasonic Lumix DMC-FZ1000 (до официального анонса в России) казалась объявленная на Западе цена (около 900 долл.), которая была заметно ниже, чем у Sony DSC-RX10 на момент её анонса (около 1300 долл.). Впрочем, ситуация на рынке постоянно меняется, о чём речь пойдет ниже.


Перспективы сектора просьюмеров

Явным сигналом того, что компания Sony очень серьезно отнеслась к появлению сильного конкурента от Panasonic, может служить информация о том, что на некоторых рынках она уже сбросила розничную цену примерно на 300 долл. Это радостная новость для фотолюбителей, и не только потому, что поклонники продукции Sony смогут купить RX10 дешевле. Важнее то, что, похоже, мы стали свидетелями возрождения класса просьюмерских камер, и не за горами усиление конкурентной борьбы, которая всегда на руку потребителям, а также подключение к гонке в данном секторе других ведущих фотопроизводителей. 

Впрочем, в России цена RX10 пока держится на отметке 50 тыс. руб., а у конкурента от Panasonic заявлена на уровне 40 тыс. руб., так что разрыв в наших условиях заметно ниже. Но, видимо, реальная конкуренция начнется, когда обе компании снизят цену и тем самым подстегнут интерес покупателей к своим продуктам.

Напомним, что идею камеры с большим сенсором и качественным несменным зум-объективом также развивает компания Canon в лице камер G1 X и G1 X Mark II. Правда, она использует более крупный 1,5-дюймовый сенсор пока что в паре со светосильным зумом невысокой кратности — 5х (24–120 мм). Но база уже есть, и конкуренты не дремлют… 

Фотокамера Canon G1 X

Фотокамера Canon G1 X Mark II


Альтернативные варианты для фотоохотника

Перед рассмотрением альтернатив полезно разобраться, что такого необычного предлагают современные просьюмеры. Поскольку они, главным образом, ориентированы на любителей фотоохоты, то одним из наиболее важных факторов для данного жанра является скорость и точность автофокусировки. Как известно, этот процесс идет тем легче, чем больше отраженного от объекта света получают датчики автофокуса. А за количество собираемого камерой света отвечает объектив, способность которого к светопропусканию отражает показатель максимального отверстия диафрагмы, часто для упрощения именуемый «светосилой». 

Напомним, что у камеры Sony DSC-RX10 мы имеем сочетание 8-кратного зума с постоянной для всего диапазона ФР светосилой — F2.8. Последняя характеристика впечатляет, в отличие от невысокой кратности зума. У Panasonic Lumix DMC-FZ1000 на максимальном ФР 400 мм, которое уже вполне годится для настоящей фотоохоты, имеем светосилу F4.0.

Допустим, вы хотите приобрести объектив с такими же характеристиками для зеркальной камеры с сенсором APS-C. Тогда максимальное ФР объектива, с учетом кроп-фактора 1,5–1,6х, должно быть в районе 270–300 мм. Тут вы обнаружите, что предлагаемые грандами фотоиндустрии телезумы и мегазумы на максимальном ФР 300 мм окажутся на ступень «темнее», т.е. их светосила — F5.6. А мегазумы AF 18–270mm f/3.5–6.3 Di II VC PZD и 16–300mm f/3.5–6.3 Di II VC PZD, выпускаемые компанией Tamron, как видим, в плане светопропускания и того хуже — F6.3. 

Объектив Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 Di II VC PZD Canon EF-S

Конечно, можно найти телеобъективы с фиксированным ФР 300 мм и светосилой F4.0, но они, во-первых, будут громоздки и тяжелы (более 1,4 кг), во-вторых, соизмеримы по цене с камерой, а в-третьих, смогут стать лишь дополнением к какому-то другому, более универсальному, зум-объективу. Таким образом, формула супермобильности («фотокамера + один объектив на все случаи жизни») при помощи зеркальных камер может быть реализована лишь с некоторыми потерями. То же самое можно сказать и про современные беззеркальные камеры.

Итак, что же у нас получилось с альтернативами примерно за те же деньги (до 50 тыс. руб.) при желании получить максимально мобильный комплект?

Плюсы покупки комплекта «зеркалка/беззеркалка + мегазум» следующие: 

- в камере используется более крупный сенсор форм-фактора APS-C, что должно обеспечить повышенное качество снимков в сложных условиях; 

- имеется возможность выбора сменного объектива под конкретную задачу. 

Теперь минусы: 

- зум-объектив, который впишется в обозначенную сумму комплекта, будет обладать непостоянной и более низкой светосилой, что ухудшит возможность автофокусировки; 
- в случае с зеркалкой, комплект по габаритам и массе может оказаться больше примерно в 1,5 раза. 

Немає коментарів:

Дописати коментар